Porsche Aston Martin Mercedes-Benz Rinspeed Blastolene

29 января 2011 г.

От шести и больше

Испокон веков легковой автомобиль у человека ассоциируется исключительно с четырьмя колесами и одной баранкой. Но ведь есть в этом мире люди, не подвластные стереотипам. Сегодня речь пойдет о легендарных гоночных мегакарах, совершивших в свое время отчаянную попытку разбить вдребезги стереотипы людей.



Когда речь заходит о шести колесах в большом спорте, первым делом вспоминают, конечно, Tyrrell P34, единственный шестиколесный болид, реально участвовавший в гонках F1.



Tyrrell P34 был построен для участия в сезоне 1976 года и продержался на трассе под управлением Джоди Шектера, Патрика Дэпайе и Ронни Петерсона аж два года. В итоге одна победа, девять вторых и четыре третьих места.


Основная идея в сокращении лобового сопротивления за счет уменьшения передних колес до 10 дюймов. А лишнюю пару колес добавили P34 исключительно с целью сохранения площади пятна контакта шин с дорожным полотном. Чуть подробнее — в википедии.



Это Патрик Депайе за рулем шестиколесного болида в Монте-Карло. Завораживает:



А вот незабвенный Джеки Стюарт тестирует P34:


После разговоров о шестиколесном Tyrrell P34 знатоки тут же начинают вспоминать аналогичные разработки конкурентов, в частности, March 2-4-0.


Tyrrell серьезно встряхнули инженеров других команд. Ребята из March предположили, что если установить на болид дополнительную пару колес сзади, это улучшит аэродинамику и увеличит площадь сцепления ведущих колес с дорогой.

В конце 1976 года на кольцо Сильверстоуна выехал первый тестовый образец March 2-4-0.



На заднюю ось нацепили два стандартных 16-дюймовых колеса, что, по мнению инженеров, должно было избавить March от проблем с поставщиками шин (которые в итоге отказались поставлять раритетные 10-дюймовые «ролики» для Tyrrell).


На тестах сюрприз преподнесла трансмиссия, не выдержавшая дополнительной нагрузки. Проблему через некоторое время решили, но что-то в стане March не срослось, и в итоге этот венец инженерной мысли так и не выехал на большую трассу.




В этот же период времени (1976—1977 гг.) Ferrari также проводила эксперименты с нестандартным расположением и количеством колес.

Информации не много, в прессу просочилось лишь несколько фотографий. Сама Ferrari все отрицает.

Ferrari 312T6 построена на базе успешно выступавшего в то время болида Ferrari 312. Инженеры, не долго думая, насадили на заднюю ось еще пару колес. Результат получился, мягко говоря, весьма спорным.







И еще один болид, Ferrari 312T8, на который нацепили аж 8 колес! В сети только одна фотография.


Игрушечная копия Ferrari 312T8
Аналогичные разработки вела также компания Lotus. К сожалению, ничего кроме двух фотографий шестиколесных «Лотусов» на просторах всемирной паутины мне найти не удалось. Тот же 1976 год, к слову.



Взяв за основу компановку March 2-4-0, инженеры Ford-Williams в 1981 году выкатывают на полигон Williams FW7E.



В 1982 машину улучшили, увеличив индекс в названии на единичку. Williams FW8D имела все шансы на успех, если бы не FIA. В 1983 году в тексте требований к машинам F1 появилась строчка: «4 колеса».




Но эти машины не были первопроходцами. В 1948 на трассу Индианаполиса под управлением Билли Девора выехал так называемый Pat Clancy Special. Удивительный автомобиль!








Для тех, у кого хватило сил дочитать до этого места, бонус! Некто увидел по новозеландскому телевидению ралли с участием вот такой вот спецверсии Mazda 323.




Очевидно, все попытки сделать эффективные 6-колесные коночные автомобили, по тем или иным причинам провалились, и оптимальной оказалась все же 4-колесная компоновка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий